Конференция «ЦОД-2014»: эффективность бизнеса теснит PUE

10.09.2014

Российская отрасль дата-центров продолжает расти намного быстрее всего остального рынка ИКТ, в строй вводятся все более крупные дата-центры. 9-я ежегодная международная конференция ЦОД-2014, организованная ИКС-МЕДИА, показала, что несмотря на совершенствование технических решений на первый план выступает общая эффективность работы ЦОДа для бизнеса. Конференция прошла 4 и 5 сентября в московском центре Digital October при поддержке 45 компаний-партнеров и объединила свыше 700 профессиональных участников, представляющих различные отрасли российского бизнеса и государственных ведомств.

В способности российских компаний строить надежно работающие дата-центры уже никто не сомневается: есть 12 сертифицированных в Uptime Institute проектов и 3 сертифицированных готовых ЦОДа. Несмотря на то, что дефицита услуг дата-центров на рынке уже давно не наблюдается, коммерческие ЦОДы продолжают строиться и размеры их растут. Как отметила один из основателей компании iKS-Consulting Татьяна Толмачева, при темпах роста всего ИТ-рынка в 8% в год рынок услуг дата-центров растет сейчас со скоростью 30% в год. Правда, объем этого рынка в сравнении с рынком ИТ невелик - 11 млрд руб. в год против 810 млрд руб., но он очень перспективный. Однако чтобы воплотить перспективы рынка в коммерчески успешный проект, нужно учитывать не только драйверы, но и проблемы, которые есть в каждом рыночном сегменте. К ключевым драйверам роста рынка услуг ЦОДов можно отнести и глобальную тенденцию экспоненциального роста объема генерируемых данных, и развитие программ типа "безопасный город", предполагающих хранение и обработку огромных массивов данных систем видеонаблюдения, и запуск в России масштабных государственных ИТ-проектов типа электронного правительства и национальной платежной системы, и рост требований государства к обработке и хранению корпоративных и персональных данных, и развитие в России модели ИТ-аутсорсинга среди корпоративных пользователей. 

Аренда стоек как базовая услуга дата-центров приносит сейчас 50-60% доходов операторам коммерческих ЦОДов, объем этого рынка составляет сейчас 5,3 млрд руб. в год и растет со скоростью 25% в год. С почти такой же скоростью (23% в год) увеличивается объем рынка аренды серверов и хостинга,  сейчас он составляет 2,4 млрд руб. в год. А самым быстро растущим сегментом являются предлагаемые операторами дата-центров облачные сервисы - со 100 млн руб. в 2011 г. к 2014 году этот рынок вырос до 1,2 млрд руб., что соответствует росту со скоростью 101% в год. И хотя доля облачных сервисов в доходах операторов коммерческих ЦОДов составляет сейчас порядка 11%, но к 2018 г., по прогнозу iKS-Consulting, она должна достигнуть 24%. Все предпосылки для этого есть, операторы дата-центров уже сейчас предлагают достаточно внушительный ассортимент облачных сервисов. Однако далеко не все коммерческие ЦОДы стремятся развивать облачные сервисы, несмотря на их перспективность. 

В принципе на российском рынке уже сложились три бизнес-модели дата-центров: традиционные инфраструктурные ЦОДы, где основными услугами являются colocation и аренда физической инфраструктуры; довольно редкие еще облачные ЦОДы, специализирующиеся на облачных сервисах; мультисервисные дата-центры, объединяющие функции традиционных и облачных ЦОДов, но пока получающие основной доход от colocation. В мире есть еще четвертая бизнес-модель - модель агрегаторов облачных сервисов, яркими представителями которых являются Amazon и Google, но она для российского рынка пока в перспективе. Каждая из вышеуказанных моделей имеет свою стоимость выхода на рынок (самая высокая она у colocation-ЦОДов - порядка 20 млн дол.) и маржинальность (самая высокая она у облачных ЦОДов), но в любом случае для достижения успеха инвестору и оператору дата-центра нужно правильно позиционировать свои услуги для целевой аудитории и строить модель продаж. Т. Толмачева сравнивает ситуацию на этом рынке с ранней эпохой развития в России мобильной связи и индустрии ШПД - первые этапы характеризовались высокой капиталоемкостью, высокими ценами на услуги, пробами и ошибками операторов в построении модели продаж, но со временем основные трудности были преодолены, рынок стал массовым, а предлагаемые услуги доступными. По такому же пути, скорее всего, пойдет и рынок услуг коммерческих дата-центров. 

О важности экономической составляющей в построении работы дата-центров говорил и почетный исполнительный директор и старший сертификатор The Uptime Institute Питт Тернер. Он предупредил о порочности использования только одного параметра для определения эффективности работы ЦОДа - таким параметром в последние годы стал коэффициент энергоэффективности PUE. По данным опросов Uptime, средний заявляемый уровень PUE в дата-центрах разных стран мира с каждым годом уменьшается (в 2011 г. он составлял 1,89, а в 2014 г. - 1,7). Конечно, энергопотребление и энергоэффективность являются очень важными характеристиками для дата-центра, но в деле повышения эффективности работы нужно использовать комплексный подход - нельзя отрывать эффективность работы инженерной инфраструктуры от эффективности использования ИТ-оборудования, тогда ЦОД станет не статьей расхода компании, а средством для достижения успеха всего бизнеса. Поэтому в любом случае PUE дата-центра необходимо дополнять другими метриками, связанными с бизнесом компании и понятными ее топ-менеджерам. Конечно, для снижения себестоимости услуг дата-центра лучше строить его в благоприятном для работы системы охлаждения климате, эффективно использовать имеющийся земельный участок, учитывать потребности бизнеса при проектировании топологии ЦОДа, правильно планировать этапы строительства и ввода мощностей дата-центра в эксплуатацию, но при этом надо помнить, что самый эффективный ЦОД - это тот, который не построен, поскольку зачастую имеющаяся ИТ-инфраструктура имеет настолько низкую загрузку, что простое увеличение утилизации имеющихся ИТ-активов может сэкономить компании десятки миллионов долларов и новый ЦОД даже не потребуется. 

Ну а на тех, кто уже исчерпал все ресурсы повышения производительности корпоративных ИТ-систем или решил предоставлять услуги коммерческого дата-центра, т.е. пришел к выводу о необходимости строительства собственного ЦОДа или уже построил таковой, нацелен новый проект ИКС-МЕДИА - ежегодная профессиональная премия Russian Data Center Awards 2015, учрежденная по инициативе профессионального сообщества. Основные цели этой премии - выявить лучшие проекты дата-центров, реализованные в России и странах СНГ, стимулировать разработчиков интересных инженерных решений, содействовать формированию стандартов качества дата-центров и повышению инвестиционной привлекательности российского рынка коммерческих ЦОДов, а также содействовать международному признанию профессионализма российских создателей дата-центров. К участию приглашаются не только владельцы дата-центров, но и компании, специализирующиеся на проектировании и строительстве ЦОДов. Заявки и описания проектов уже принимаются на специально созданном сайте www.dcawards.ru, крайний срок подачи заявок - 30 апреля 2015 года. В жюри включены известные в России и за рубежом эксперты ЦОДостроения, так что объективность оценки участников гарантируется.

Первых лауреатов новой премии мы узнаем на следующей, юбилейной 10-й конференции "ЦОД-2015", которая пройдет в сентября 2015 года.

Подготовила Евгения Волынкина, обозреватель журнала "ИКС"