Edge как искусство

07.11.2019

Даже те, кто не имеет стратегии в части edge computing, все равно не могут сегодня обойтись без узлов периферийных вычислений. Размер, отказоустойчивость и наполнение таких узлов мы обсуждаем с Владимиром Гречушкиным, руководителем направления по работе со стратегическими заказчиками подразделения Secure Power, Schneider Electric.

– Владимир, перевод термина «edge computing» на русский пока не устоялся – «распределенные», «граничные», «периферийные»… Какой вариант предпочитаете вы?
 
– Мы придерживаемся термина «периферийные вычисления» – в противоположность централизованным. Многие годы происходила централизация средств хранения и обработки данных. Считалось, что чем сильнее централизовать вычислительные ресурсы, тем выше будет эффективность их использования. И это действительно так. За счет виртуализации утилизацию серверов можно вывести на уровень 80–90%.
 
Сейчас активно идут процессы цифровизации, причем оцифровывается не только то, что раньше было аналоговым, но и то, что раньше вообще никак не было связано с «классическим» ИТ. Повсеместно компании устанавливают множество датчиков, которые генерируют все большие объемы данных. При централизованной модели хранения и обработки эти «сырые» данные необходимо передавать в центр. Возникает проблема ограниченной пропускной способности каналов связи. Осо­бенно она актуальна для сильноудаленных регионов, например, на Севере, где проводится нефтедобыча. Там с каналами связи может быть совсем плохо. Но и при наличии хороших каналов передавать по ним «тяжелый» контент, скажем, сканы и видео, не всегда разумно. Эффективнее обработать его там, где он создан. 
 
Другая тенденция – развитие систем реального времени. При задержках, измеряемых секундами, централизованные системы работать не будут. Взять, например, отслеживание вибрации турбины. Скорость нарастания колебаний в такой системе может измеряться долями секунды, поэтому важна практически мгновенная реакция на не­гативный тренд. Иначе возможна техногенная катастрофа с человеческими жертвами. 
 
Еще одна тенденция – рост требований к отказоустойчивости. Если система отслеживает тот же производственный процесс, а экскаваторщик по неосторожности перерубил оптический кабель, по которому данные передаются в центральный ЦОД, то локальные узлы должны перейти в автономный режим. А если вся обработка делегирована в центр, то это будет означать просто остановку работы. 
 
Ну и, конечно, безопасность. Даже сырые данные при передаче в центр может быть необходимо защищать от несанкционированного доступа, например – с помощью шифрования, для чего нужен локальный узел, который будет этим заниматься. А шифрование данных, особенно поточных, – процесс трудоемкий, который требует ресурсов на месте.
 
Поэтому централизованные решения перестали быть достаточными. Необходимо создавать удаленные вычислительные узлы там, где данные генерируются.
 
– Чем можно объяснить одновременное проявление двух, казалось бы, разнонаправленных тенденций: с одной стороны, централизации (мега- и гиперЦОДы), с другой – децентрализации (edge)? 
 
– Плюсы централизации сохраняются. Те задачи, которые можно централизованно решать в крупных ЦОДах и в облаках, построенных на базе таких ЦОДов, выгоднее решать там. В них в полной мере работает «экономия за счет масштаба». Периферийные вычисления никогда не заменят централизованные облака, и наоборот. Облака и edge-узлы дополняют друг друга. Они будут сосуществовать и развиваться параллельно. 
 
– А средний уровень будет проседать?
 
– Возможно, сегмент средних ЦОДов будет расти немного медленнее. Но все равно такие ЦОДы будут строиться. Взять, например, крупного заказчика с территориально распределенной структурой. В Москве – центральное облако. На конечных узлах – небольшие edge-ЦОДы. Но ему необходим еще один уровень – региональные ЦОДы, которые будут служить узлами агрегации данных, передаваемых с периферии в центр. Мы получаем трехуровневую архитектуру: периферийные узлы – опорные региональные ЦОДы – центральный ЦОД (облако).
 
– Согласно исследованию IDC, 60% компаний не имеют стратегии в части edge computing. Говорит ли это об их неготовности внедрять такие решения?
 
– Давайте спросим у обычных людей, есть ли у них стратегия домашнего бюджета. На вопрос, сформулированный таким образом, многие ответят отрицательно, но на практике они, конечно, планируют свои доходы и расходы. Так и в случае с периферийными вычислениями – стратегии, возможно, нет, а edge-узлы есть. Я скорее удивлен, что только 60% так ответили, это число могло быть и больше.
 
Еще заказчики не всегда понимают, что то, чем они занимаются, и есть периферийные вычисления. Открытие банковского офиса или нового магазина сегодня почти всегда связано с развертыванием вычислительного edge-узла, хотя заказчик может и не использовать этот термин.
 
– Edge – это вообще про размер? Это обязательно небольшой комплекс?
 
– Здесь все зависит от специфики конкретного проекта. Для кого-то edge-ЦОД – даже не стойка, а шкаф на несколько юнитов. В другом случае такой ЦОД реализуется в виде промышленного защищенного шкафа или обычной ИТ-стойки. Это могут быть и десятки стоек. Каких-то жестких ограничений по емкости нет.
 
– А edge-узел может быть больше центрального ЦОДа?
 
– Почему бы и нет – если на периферии необходимо обрабатывать больше данных, чем в центре. В центре вообще может быть некий арбитр, который будет заниматься координацией и распределением задач по нижележащим узлам. 
 
– Эксперты рекомендуют рассматривать edge-узлы как критически важные дата-центры с соответствующими средствами отказоустойчивости. Но ведь в виртуализированной среде можно обеспечить надежную работу ИТ-систем и на базе распределенной сети ненадежных узлов?
 
– Существуют разные способы обеспечения отказоустойчивости. Их выбор определяется технологическими, экономическими и другими причинами. Например, можно делать резервирование на уровне шкафа, устанавливая туда два ИБП, два кондиционера и пр. А можно – на уровне нескольких узлов, подключив датчики и контроллеры сразу к двум шкафам, при этом в отдельных шкафах обойтись без резервирования.
 
Если говорить об обеспечении отказоустойчивости с помощью средств виртуализации, то необходимо оценить экономическую целесообразность. На уровне двух ЦОДов (резервный – основной) все уже отработано. А когда у вас 200 узлов? И в каждый узел надо купить лицензии на ПО, обеспечивающее миграцию ИТ-нагрузки. Это может быть очень затратно.
 
– Для отдельных ЦОДов существуют общепринятые методики оценки их отказоустойчивости. А какие подходы можно использовать для оценки надежности сети распределенных периферийных узлов?
 
– Отработанной методологии я не встречал. Но она, очевидно, появится.
 
В целом обеспечение надежности распределенной edge-архитектуры – сложная задача, требующая творческого подхода. Мы готовы браться за такие задачи. Нами были разработаны и внедрены специализированные решения. Мы накопили огромную экспертизу: уже реализованы проекты по построению инфраструктуры периферийных вычислений в ритейле, банковском секторе, промышленности, электроэнергетике и других областях.
 
– На удаленных объектах, где разворачиваются edge-ЦОДы, очевиден дефицит квалифицированных специалистов. Как вы предлагаете решать эту проблему?
 
– Мониторинг. Устанавливаемое оборудование должно поддерживать централизованный мониторинг. Важно, чтобы удаленный узел мог выдавать максимум информации: о температуре, протечках, статусе ИБП и батареи, состоянии питания до каждой розетки, автоматов на РЩ и т.д.
 
Представьте себе edge-узел за Полярным кругом. До ближайшего крупного города, где есть специалист, два дня пути. Возникли проблемы в работе такого узла. А что там произошло? Скорее всего, подробной информации нет. Специалист едет туда, выясняет причину, возвращается за запчастями и едет обратно. Время до начала ремонта увеличивается в три раза. При наличии точной диагностической информации проблема решается за один визит специалиста, а возможно, и он не потребуется (например, достаточно дать указание местному электрику заменить автомат).
 
Все чаще используются средства предиктивной аналитики. У многих заказчиков сотни edge-узлов. На основе данных, собранных с большого числа узлов, можно точнее предсказать негативное развитие ситуации, заранее предотвратив нежелательные последствия. Например, наши системы могут заранее предоставлять рекомендации по замене батарей ИБП. Это важно и для планирования расходов, и для поддержания высокого уровня надежности.
 
– Существует ли специфика инженерных систем для edge-узлов?
 
– Если говорить о системах электропитания, то заказчики часто выбирают ИБП, которые вместе с автоматами монтируются на DIN-рейку – это очень удобно. Все чаще применяются литий-ионные аккумуляторы. У них много преимуществ, в первую очередь более широкий температурный диапазон и больший срок эксплуатации. Когда расходы, в том числе транспортные, при замене батарей ИБП могут оказаться выше стоимости самого аккумулятора, выгода литий-ионных устройств очевидна.
 
В части охлаждения используется весь набор решений. Мы не говорим о том, что в каждый edge-узел нужно установить кондиционер. Важно обеспечить необходимые уровни температуры и влажности. Скажем, если потребление ниже 500 Вт на шкаф, то для отвода тепла может быть достаточно вентиляторов. В шкафах с потреблением более 3 кВт уже может потребоваться активное охлаждение. 
 
Для удаленных узлов важна система безопасности. Мы рекомендуем оборудовать их современной СКУД, с помощью которой всегда можно определить, кто из сотрудников имел доступ к оборудованию внутри ИТ-шкафа.
 
 
 www.schneider­-electric.ru
– А что с ИТ-наполнением? Edge – это все-таки вычислительный узел.
 
– У Schneider Electric сформированы технологические альянсы с ведущими производителями ИТ-систем, к примеру Cisco, HPE, Dell, что позволяет нам поставлять комплексные решения. Централизованно, например в Москве, мы или наш партнер можем установить в конструктивы необходимое ИТ-оборудование – серверы, СХД, коммутаторы – и уже готовые edge-узлы направить заказчикам. При этом сохраняется гарантия на ИТ-обо­рудование. На объекте заказчику достаточно установить такой узел (или повесить его на стену), подключить, и все начинает работать. Минимум временных затрат и требований к квалификации персонала.